Сокол над пирамидой

Ни письменных, ни археологических свидетельств пребывания тюрок в Древнем Египте пока не обнаружено. Да никто и не ищет, ибо в науке давно воцарилось убеждение, что тюрки, как этнос возникли в первых веках нашей эры, в степях нынешней Монголии, севернее Китая. Не соглашаться с этой академической уверенностью меня заставляла надежда, что ни убеждение, ни вера развивают науку, а все-таки – знания, которых об этом предмете, увы, накопилось не так много. Отдельные искорки, собранные в моих тетрадях и книгах за полвека размышлений над иероглифами ископаемых культур уже способны, сплотившись, реально осветить контуры темы, заявленной в заголовке.

Начало этого столетия ЮНЕСКО ознаменовало проектом «Великие переселения в доистории и в ранней истории». Эту тему я вынашивал много лет, считая, что национальным историографиям не хватает знания основы – как произошло человечество, где оно произошло, и как разошлось по всему «шарику».

С этого предисловия обязательно должны начинаться школьные учебники родной истории. Каким бы великим или маленьким не был твой народ, ты должен знать, что он – часть Человечества. Пусть – орган, пусть даже просто – клетка, но живая часть этого великого организма, в котором все части взаимозависимы. С этой ступени начинается планетарное сознание, которое и является высшей формой национального.

С 2001 по 2013 г. я работал Послом, Постоянным представителем Казахстана при ЮНЕСКО. В 2004-м выступил на Генеральной Конференции ЮНЕСКО с предложением провозгласить 2006-й Годом Планетарного Сознания. Провести по всем странам серию конференций, объясняющих школьникам и студентам этот феномен, способный со временем избавить национальности и нации от изолирующего сознания.

Генеральная Конференция проголосовала «за». Генеральная Ассамблея ООН это решение не утвердила. Неофициально, один из секретариата: «В большинстве новых государств даже племенного сознания формы еще не определились, а вы им планетарное предлагаете». Но так всегда и будет, если не предлагать планетарное! И мы предложили.

Первая международная конференция проекта собрала в Париже (2008 г.) археологов, историков, антропологов, географов. Заслушан и обсужден был доклад, и никто не оспорил основные положения – вид HomoSapiens произошел около 100 тысяч лет назад в экваториальной части Восточной Африки.

[С тех пор состоялось пять конференций «Великие переселения…» – Нью-Йорк (2011), Сеул (2013), Гранада (2014), Иерусалим (2015).Шестая планировалась в 2016 г. в Стамбуле, но Штаб-квартира ЮНЕСКО приостановила ее по соображениям безопасности.]

Многое о себе успели узнать хотя бы эскизно. Как племена растущего Человечества расходились из Африки. Через пролив Индийского океана высаживались на берега Аравийского полуострова, доходили через моря до Австралии (уже 70 тысяч лет назад!). На чем? Но ведь добрались!

Наиболее активная и многолюдная, наверное, часть Вида Мыслящих вышла в Палеолите к Средиземному морю и постепенно расселилась вокруг него. На северо-западном побережье Средиземного, в горных пещерах Испании и юга Франции обнаружены самые древние знаки солнца, рисованные и воплощенные в предметах. Там, в тех краях возникло солнцепочитание.

(Создаваемый Институт Солнца проведет анализ всех знаков божественного светила, дошедших до нас:

ut (ud)– «солнце» (шум.,IVтыс. до н.э.);

utu (udu) – «бог солнца» (шум.);

Ra – «бог солнца» (Др. Египет,III-Iтыс. до н.э.);

? – «солнце» (древ.-кит.,II тыс. до н.э. Название не сохранилось);

ři – «солнце» (кит.,Iтыс. дон.э. – наши дни);

kiŋ (kin, king) – «солнце» (майя, I тыс. до н.э. – XV в.);

jaj – 1) «солнце»; 2) «лук» (древ.-тюрк., ? –VIII в.).

Накопленный опыт уже позволяет восстановить названия древ.-кит. иероглифов и прочесть имена знаков солнца из палеолитических пещер: .

Этим именам около пятидесяти тысяч лет. Возраст религии Солнца. Первые названия, конечно, отличались от тех, что дошли до исторического времени. Но семантика священных знаков и основные формы графем сохранились вплоть до эры новейших религий, выросших из Солнечной, которая возникла как отрицание Лунной. Ночи на северном берегу Средиземного моря холодные. И теплое светило утра стало богом! Но как изобразить солнце? Окружность начертить? Но ведь и луна – круг!

Нашли выход – отринутая, убитая луна стала символом солнца!:

– «луна и копье»;

– «луна и рана».

Открытие в области исторических знаний являются, по сути, вспоминанием забытого. Как назывались «копье» и «луна» в палеолите, мы уже вспомнили.

II

Анализируя знаки солнца, мы восстанавливаем («вспоминаем») грамматику сложного иероглифа.

Первое правило: «Соединяя знаки, соединяй их названия».

Это правило действовало все время, пока создавались сложные образные графемы. Дожило и до алфавитов.

В бронзовом веке, когда aj – «луна» (тюр.) и j («стрела»). Создавался иероглиф jaj. С него в Институте Солнца мы и начнем общую тему – «Тюрки в Древнем Средиземноморье.

Культ Солнца-сына

Древнее Средиземноморье и ближние к нему территории в Европе, в Передней Азии, Малой Азии, Кавказа – эти места долго были промежуточной прародиной Человечества. Там почти до бронзового века обитало почти все человечество. Там сформировались культуры, языки, первобытные письменности всех этносов. (В т. ч. и тюрок, и славян. Это подсказка – для тюркологов и славистов.)

Если на западе Европы находят памятники культуры, которым более 10 тысяч лет, то восточней Индии не обнаружен ни один старше II тысячелетия до н.э. Индию представители вида HomoSapiens начали заселять только в конце III тысячелетия до н.э., когда жрецы повели племена солнцепоклонников на восход, на поиски родины Солнца. Тогда возник культ юного Солнца – «сына Луны».

…Знак солнца , светивший в Древнем Египте, дошел до Тихого океана во II тысячелетии до н.э.: обнаружился в числе древнекитайских иероглифов. А с точкой, обретшей лучистость, перебрался через океан. Грамматисты майя переосмыслили значение окружности. Они увидели в ней не Луну, а небо, в котором сияет солнышко. А небо – не идеальный круг: горизонт, когда плывешь по океану – замкнутая, но весьма волнистая линия: .

Китайцы дошли до берега Тихого океана. Японцы прошли дальше и остановились на островах. «Хватит! Это и есть страна восходящего Солнца!».

Когда китайцы в квадратном письме превратили «солнце» с точкой в «солнце» с чертой ři – «солнце» (I тыс. до н.э.), тогда и японцы перечертили в и превратили свой путеводный знак в герб и знамя!

А фанатичные жрецы майя, инков, ацтеков увели поколения своих неистощимых племен в каяках и пирогах через тайфуны до первых островов, потом оставшихся выносило на следующие, пока через века единицы, десятки не достигли Утреннего континента. Может быть, там некоторые морепроходцы и согласились, что линии горизонта достичь невозможно.

Почему не все этносы из «промежуточной прародины» ушли на Восток? Древние европейцы, шумеры, семиты.… Неужели они уже знали, что Земля – шар, а у шара краев нет?

Причина другая, о ней скоро поговорят студенты Института Солнца.

Каирский музей

Лет пятнадцать назад побывал в Египте. До этого только читал. Часы провел в музее. Постоял у изображения Гора-сына. Вполне себе молодой человек, но с головой сокола. Я тогда уже пытался проводить сравнения Гора-сына с тюрко-огузским Gör-ogly (Gör-сын), с греческимGer-akl(os), но пока ничего, кроме некого фонетического сходства имен героев в активе не наблюдалось. Увидел в музее изображение Гора-сына в римских латах, верхом на коне, копьем поражающего змея. Это уже конецI тысячелетия до н.э. Осталось пару столетий до начала эры христианства. И эта скульптура поможет жрецам новой религии создать образ святого Георгия-Победоносца, поразившего Змея.

В моем блокноте сохранились записи от той экскурсии. Gör-ogly>Gior-gl>Gior-gi…

Работая над книгой «Язык письма» (Рим, 1998 г.), я увидел то, чего не заметили европейские лингвисты –нефонетическое чередование l/i, которое произошло в годы освоения латинского алфавита. Буква в текстах, вероятно, путалась с похожей рукописной «i». И чаще всего это отражалось в итальянских словах. Наше посольство разместилось в центре Рима на площади Фарнезе. Немец скажет – плац Фарнезе. Итальянец – пиацца Фарнезе. Бланк – бианко, плюс – пью… Десятки таких слов с «итальянским акцентом»!

А одним из самых первых таких прочтений могло быть Gior-g >Gior-gi.

II

В том же блокноте наброски передачи «аппенинцами» мягкого ö:

Gior

Gör Gor

Ger

Знак солнца имел разные названия в Египте. Нам известно – Ra, но было и тюркскоеGör– 1) «солнце»; 2) «день»; 3) «глаз».

Возможно, сохранилось во фр. *Giur– «день» – нынешнее написаниеjoureи ит.giorno – «день».(Бон жюр! Бон жёрно! – звучит уже более 2 тыс. лет.) Но итальянец обозначил этим словом деталь сложного знака.Точку.

Я в то время работал над вспоминанием Третьего правила грамматики иероглифа: «Чтобы назвать деталь сложного знака, заимствованного вместе с названием, отрицай общее название». Gör>Gior.Точка– *gior-no – «день» (ит.).

Славяне заимствуют знак вместе с итальянским названием Точки, но с потерей первого смысла:giorno> čiorno– «чёрно». И слово становится определением цвета Точки.

Этот же знак достается протолатинам. Они тоже интересуются Точкой, применяют то же правило, но отрицание– предлогом: Gör>Ger. Точка:ni-ger – «черное» (лат.).

Эти примеры добавляли уверенности сравнениям

Gior-gl>Gior-gi

Gör-ogly

Ger-akl…

Фараон и коршун

В одном из залов музея среди десятков предметов, извлеченных из пирамид, я увидел скульптурную группку – маленький фараон. Просто мальчик в одежде фараона, сидит на корточках под опущенными крыльями коршуна. Спросил у проходящего экскурсовода: «Что это обозначает?». «Просто игрушка такая была.» Как отмахнулся. И ушел со своей делегацией.

«Игрушка» излучала какую-то негативную энергию. Мрачный коршун, конусом опущенные крылья. И под ними маленький, вовсе не веселый мальчик в царском обличии.

Потом, через годы, я перевел эту художественную композицию в лексический ряд: per-o – «фараон», mut – «коршун» (древ.-егип.).

Консонантным письмом эти два слова изображались в подписи –prmt.

Я полагаю, что эта скульптурная картина была художественным сообщением о кончине фараона – сына Солнца или Солнца-сына, то есть маленького Солнца. Той самой Точки в центре круга. Зрачка в оке.

Сколько ушло фараонов, столько было таких сообщений. Кому? Людям, богам, истории?

Крылья коршуна (птицы Смерти) повторяли очерк пирамиды – .

Пирамида, Прометей и Олимпийские «игры»

Греки видели графическое и художественное воплощения знака Смерти Фараона: . И слышали или читали его египетское наименование: 1) per-o-mut; 2) prmt.

В византийское время грамматисты совершили ошибку. Создавая пары букв – заглавная, строчная – они прикрепили к большой Y –«u-грек», т.е. u-греческий (лат.) «малую» , сделав ее строчной. И с тех пор древнегреческие слова, содержащие в письме букву , читаются с византийской ошибкой.

И peromut прочлось –peromyt.

Поэты, толкую египетский знак и название, сложили прекрасную легенду в духе платоновского социализма.

Бого-герой Прометей (*Promyt-tey) поднимается на вершину священной горы Olimp, где у костров пируют боги. Крадет головешку, чтобы донести огонь людям, мерзнущим у подножья, но не донес. Его схватили на спуске, приковали к середине горы, и коршуны выклевали ему печень.

Видимо, в разные времена у разных народов греки узнавали названия этой фигуры Смерти Властителя. *per-o-mut>per-o-myt; prmt.

Тюрки перевели на свой язык: Ölim-pij – «Смерть Властителя»

Ölim – «смерть»,pij– «властитель» (общетюрк.)

В каз.:bij– 1) *«властитель»; 2) «судья». Bijlik– «власть».

Как произошли Олимпийские игры?

Они происходили всюду в Древнем Средиземноморье и Древней Передней и Малой Азии, где обитали тюркские племена – огузов, кипчаков, карлуков, булгар… Эти «игры» случались сразу после смерти племенного вождя. От старости тогда правители не умирали, и власть по наследству его отпрыскам не переходила. Поэтому требовалось немедля избрать нового. Самого сильного, меткого, быстрого, выносливого. Искусного оратора. От этого зависела судьба племени.

И выигравший во всех этих состязаниях считался избранным на племенной (государственный) трон. Тогда появилось слово Первый, то есть высший, лучший.

От обряда (тризна – выборы) осталась только традиция спортивных состязаний (Олимпийские игры в Греции, а ныне – в Мире).

В среде тюрков-кочевников до ХХ века сохранялся обряд спортивных состязаний на тризне. И айтыс – спор, диспут, дискуссия – выявлявшие ораторские и поэтические способности человека. Тогда такие прения были необходимы для выборов. А ныне это просто забава, зрелище, состязание острословов.

Первые

Какое еще наследство оставили первые Олимпийские «игры»?

Лексические следы тюркского присутствия в Древнем Средиземноморье. На Аппенинском полуострове в I тысячелетии до н.э. отметились булгары (vulgar) и общетюрки. Булгары были культурно активным компонентом полиэтнического населения города-государства Lati(ныне – итальянская провинция Лацио). Оттуда – латины, которые оказались самым воинственным народом Латии. Они захватили молодой Рим, разгромили Этрусскую Федерацию, в исход ушли многие этносы, в том числе и булгары, и их соседи по Латии, которые дошли до Балтийского моря (латыши, литовцы).

Эту начальную страницу истории Римской империи надо изучить во всех неожиданных подробностях, чтобы понять даже это – происхождение порядковых чисел в индоевропейских, и конкретно, первого порядкового.

Нынешняя лингвистика не отвечает на вопрос, почему европейское порядковое 1-й никак не родственно количественному – 1?

Сравните латинские unus– «1», primus –«1-й». Общего – только окончание м.р. —us.

Схожая картина расхождений количественных и порядковых во всех языках Европы: one – first (англ.), один – «первый» (рус.) и т.д.

А теперь сравним с тюркским примером: чувашский язык – прямой потомок булгарского. Чув. per – «один», permеš– «первый». И во всех других порядковых тот же суффикс —meš.

В остальных тюркских используется другой формант. Да-meš (miš, pes) тоже употребляется, но только в значении «десятки».

Сравните, чув. ultmeš – «6-й»,etmeš – «7-й», тур.altmyš – «60»,jetmiš– «70».

…Еще в Латии булгарский первый порядковый передался соседям:permеš – «1-й» (булг.-чув.)>pirmas– «1-й» (латш.)>primus (лат.).

Возражения в научной среде будут, потому что булгар мир уже давно не знает. «Рим и какие-то чуваши!» Своих самых заклятых врагов, не допускавших христианство на Балканы, Восточный Рим называлsaracin. Термин приобрел обобщающее значение. Сарацинами греки окрестили и арабов, и сельджуков, всех мусульман, с которыми приходилось воевать Византии. Чувашские:saračin– «воин», отsara – «войско», čin– «человек». Удивительно, что чувашские ученые еще не предложили такой этимологии римскому термину. Думаю, просто робеют. «Рим и мы – какие-то чуваши…»

Один и Первый

Делаем заявление. Идею первого порядкового числительного и «технологию» его создания в латинский язык и другие индоевропейские привнесли Олимпийские «игры» тюркских племен, происходившие в Древнем Средиземноморье, Древней Малой и Передней Азии в бронзовом веке (и ранее).

В Институте Солнца будет подробно рассмотрена история одного из знаков солнца , который стал символом власти во многих этносах. Он же подсказал идеи «Один в небе» и «Первый в обществе». В каких-то культурах так изображали бога, в других – властителя, представителя Неба на Земле. Тюрки сначала назвали знак просто «один-десять», т.е. «единица-десятка»: per (ber, bir, pir) – «один»,un (on) – «десять».

per-un(on) .

Графема с таким названием истолковалась как знак бога-громовержца (облако, молния, сопровождаемая громом).

В древ.-рус. Перун – бог-громовержец. Предметы в его честь – бубен и било.

В южн.-слав. perun– «молния».

В литовском Percunas– «бог-Громовержец».

…Переходя из культуры в другую, название сократилось: per-u, per-o…

Толкования жрецов порождали слова со значениями разных масштабов – макро поэтические и микро. Например, per-o – «фараон» (др.-егип.) иpero – «перо птичье» (славян.).

И что важнее? Фараоны прошли, а птицы летают и роняют перья. Которые надо называть еще много десятков тысячелетий.

Шумерская гармония

Когда утвердился сингармонизм в тюркских языках? Уже в шумерское время он действовал. (При исследовании шумерских названий солнечных знаков мы в этом убедились.)

Сказался ли он в названии порядкового? В юном Риме вместе со славянами и германцами обретались общетюрки с числительнымиpir – «1»,pirinči – «1-й».

[Этимология: pir-unta – «один в десяти». Сингармонизм – качество звуков первого слога распространяется на звуки слогов последующих. Будет: pir-üntä. Но такого числительного не случилось.

Значит, не сингармонизм подействовал, а шумерская гармония гласных – гласный первого слога ассимилирует (заменяет) гласные всех последующих. В шумерской лексике много слов с одним гласным. Тюрки входили в состав полиэтнического населения Шумера, и в их словарях много лексем испытавших шумерскую гармонию гласных. Итак, *pir-unta> *pirinti>pirinči. В древ.-тюр. еще сохранялись примеры порядковых числительных с суффиксом —inti. Например,iki– «2»,ikinti – «2-й». Потом стало – ikinči.И во всех порядковых уже давно – inči.]

В латинский вошло, кроме булгарского permеš, и общетюркское первое порядковое, но уже не как числительное, а как титул. Если в Латиилатины добывали для своих вождей верховное звание premi-er(us)–«Первый Господин», то в Риме добавился чуть ниже статусом princip(us) (* pirinči-pij– «Первый Властитель»). Принц – то же «первый», но без pij– он не князь.

Итак, ölim-pij – «Смерть Властителя».

Тризна – выборы в виде спортивных состязаний.

Кому достанется знак власти .

Названия: 1) Per-un, Per-o, Pir-unta(ber-unda, bir-unta);

2)Pir-unta>Pir-inti;ber-unda>bеrеndе.

В албанском: berende– «бог». (Албанцы тоже были вытеснены латинами с Аппенин.)

Тот, кто заслужил Первое место во всех состязаниях, получал . Венец на голову. (Или – оселедец, или – булаву, двусторонний топор, или – просто круг и прямую трость, как у царей Ассирии.)

И называлась эта награда в Латии – premia, в Риме –princi>prici– «приз» (только в славянских носовой согласный перед другим согласным не удерживался).

Победитель получает звание: в Латии – premi-er(us) – «Первый Господин», в Риме –principus– «князь» («Первый Властитель» – тюрк.)

[Набросано много, около двух десятков тем для исследователей Института Солнца. Двадцать, кстати, twenti(англ.)>venti(ит.)> viginti (лат.).

Twenti (*tu-enti).Суффикс —еnti(-inti), пока в тюркских не превратился в —enči (-inči), выполнял функцию суффикса порядкового числительного, а в других – «десяток».

Иными словами, и —meš, и —enti (-inti)обозначали верхнюю часть знака , подсказавшего идею Первого, и, выходит, – первой десятки. Меняя единицу на другие цифры первой десятки, можно было получить следующие десятки? А как быть с англ. таузент – «тысяча»? Это сто( tauz = tüz) в десятке? Ребята должны попробовать. Убедиться в том, что культурная активность тюрок в Древнем Средиземноморье подтверждается и первым порядковым, и сложными числительными.]

В завершении этой страницы повторю все верховные титулы, образованные с помощью тюрков в древнем Средиземноморье:

I. per-o – «фараон» (др.-егип.); (Не тогда ли появилось славянское per-wo? Перво-наперво. Первый.)

II. premi-er – «Первый Господин» (лат.);

III. princip(us) – «князь» (лат.), *pirinči-pij – «Первый Властитель» (тюр.);

IV.bas-ili(os) – «царь» (греч.) «Глава страны» (тюр.),il-baš-y – «страны Глава» (древ.-тюрк.).

Возвращаюсь в музей

Еще раз остановлюсь у Гора-сына с соколиной головой. Любимая птица тюрок и арабов. Знак восходящего солнца . В прочтениях художников Египта преобразовался в образ благородной птицы, по утрам поднимающей солнце на своих крыльях.

Тюрки назвали этот знак Gör– «солнце» (он был вариантом круглого Gör и полукруглого Gör, из которого и вырос остроугольный, превратившийся в сокола). Точке лучистой потом дали имя Gör-ogly («Солнце-сын», «солнышко»), т.е. восходящее светило, нарождающееся.

Рисованный знак сокола побывал в среде германцев, которые переводят тюркское слоговое название Gör-ogly на свой язык, исполняют, вероятно, тем же слоговым письмом: sun-Kor – т.е. «сын Kor». Мягкий тюркский гласный германцы и сейчас не передают. А значение имени Gör им неведомо.

Теперь Рисованный Знак с этим уже непонятным набором письменных слогов попадает к тюркам, которые считают, что это название сокола, и принимают как новое слово:sunkar– «сокол» (каз.), sonkar– «ястреб» (тат.).

Тюрки имеют давний опыт обращения с предыдущим вариантом знака восхода Gör – 1) «солнце»; 2) «восход». Знают, как создается фигура заката: .

И жрец переворачивает знак сокола sunkor. Переворачивает и название kor-sun.

Я думаю, именно так появилось слово коршун, которое не во всех тюркских сохранилось (В «Этимологическом словаре русского языка» Фасмера в статье «Коршун» автор определил источник – «из какого-то тюркского».)

Мы видели, что коршун как птица смерти был известен египтянам. И тюрки, вероятно, к нему относились также настороженно, и потому sunkor лучше сохранился в языках, чем korsun.

II

Знак , но с названием kor-syn побывал и в славянской культуре, где его истолковали микро поэтически. Плетёная ёмкость. Косой крест поняли как знак плетения. Умелец создал такую вещь из лыка или тонких веток – корзин(а).

Казахи приняли косой крест за знак удвоения, и получилась переметная сума для перевозки грузов на лошадях и верблюдах – коржин. В языках соседей (персов) – хурджум.

III

Основа любого знака Солнца – Луна ( или , ).

Но месяц на экваторе такой , а в северных широтах – в иной позиции И поэтому крылья, несущие Солнышко sun-kor, поворачиваясь, превращаются в kor-s(un).

Раскрытый клюв птицы, криком по утрам поднимающей Солнце!

Кораз -«петух» (каз.) – семантически родственник соколу, но и коршуну –лексически. А возможно, и Хорсу – «богу Солнца» (древ.-рус.). Не мешает рассмотреть эти ассоциации. Тем более, что других у этимологов просто нет.

Gör-ogly, поражающий Змея

Остроугольный знак восхода породил образ«Солнце-сын на крыльях сокола».

Предыдущий истолковался жрецами иначе. На берегах Средиземного моря такая луна (месяц) уже не узнавалась. Жрецы видели, что реальное солнышко по утрам поднимается над водой и на закате уходит под воду . Значит, фигура, изогнутая в священном знаке, пришедшем к ним от предков ( ), это – «вода»? Нет, утверждали другие, не вода, но змея! В конце концов, спор завершился компромиссным сложением образов в общий – водяная змея.

Египетский бог Hor-ht каждый вечер спускается под землю, где протекает подземный Нил, а в нем обитает водяной змей Aпоп. Hor-ht борется с ним и погибает. (Это – сюжет порожден толкованием знака заката . Водяная Змея над постаревшим Солнцем.)

Hor-ht греки запомнили так –Hor-ahta. Если понимать имя старого солнца как антитез имениGör-ogly – «Солнце-сына», то напрашивается вывод – ahta, вероятно, «отец», соотносимое с тюркскимata – «отец», «отче». Но в произношении похожем на германское:ata>ahta. Германцы могут объяснить эту фонетическую закономерность.

…Далее, после поражения Солнца-отца, в дело вступает Солнце-сын (Gör-ogly), борется с Апопом и побеждает его, возвышается над ним: . Но как осуществляется победа, подсказывает вариант знака Солнца, признанный в другом племени, Gör – «солнце» («Луна – Копье»). Он так же был создан в среде, где помнили «южную луну».

Но в Египте «луна» превратилась в «водяную змею» Апопа. И Gör-ogly воплотился в копье, поражающее Апопа. (В грамматике иероглифа Точка и Черта равны значениями и наделяются общими названиями. В математике Точка и Черта выполняют роль единицы. В игральных костях, домино и сегодня Точка продолжает эту работу. В ново-китайском (квадратном) письме Черта заменила Точки древнекитайских иероглифов: – «луна, месяц» – ; –«солнце» – .)

Традиция равенства значений и названий Точки («раны») и Черты («копья») берет начало с первых знаков солнца – .

С появлением Gör-ogly, пронзающего Змея, в культуре Средиземноморья постепенно утверждаются постулаты, воспитывающие культ Высокого, Прямого и неприятие Низкого, Кривого. Как графически изобразить Честь, Совесть, Благородство, Правду, Истину? Вертикальной Чертой! А ложь, хитрость, подлость, низость, кривду? Понятно. Греческое слово hythra – гидра [1) «вода»; 2) «змея» > «водяная змея»] как название изогнутого знака вошло в ряд славянских терминов, обозначающих лукавство, изворотливость – хитрость.

…В начале июля я в Астане встретил скульптора Мурата Мансурова, зашли к нему в мастерскую. Он показал мне пластилиновый эскиз работы, которую готовит для Турции. Там в одном городе объявлен конкурс на лучшее исполнение образа главного героя турецких эпосов Gör-ogly.

Пластилиновый герой был представлен на коне, с дутаром в правой руке. «Почему с дутаром?» «А Gör-ogly тюрки традиционно с ним представляют. Кто-то первый когда-то предложил. Понравилось и утвердилось.»

Я вспомнил египетского Гора-сына на коне, в римских латах, убивающего копьем Змея – воплощение всего злого, недоброго на нашей Земле.

Турция сегодня нуждается именно в таком Герое. В его руке карающей должно быть копье, а не домбра и не дутар!

И Мурат сотворил такой проект, который победил на конкурсе. Более того, Gör-oglyтеперь стоит на холме, в котором воплощен знак Солнца-отца Hor-ht. А тюрки сохранили его имя в виде dedeKorkut (тур.) и Korkyt-ata (каз.).

В казахской легенде: «Коркыт-ата почувствовал приближение смерти и решил убежать от нее. Обошел все четыре угла Земли, но всюду видел землекопов, копающих могилу. «Кому?» «Деду Коркыту.» Он понял, что на земле от нее не убежать. Вернулся на Сыр-Дарью. «Спасусь на воде!» Выплыл на середину родной реки на волшебном ковре. Сидел, играл на кобызе. Но подплыла водяная змея, ужалила, и Коркыт умер».

В огузском эпосе сюжет с водяной змеей не сохранился. Ислам отредактировал. Оставил только главное – человеку никак не избежать смерти. «Где беки, которые говорили, – весь мир мой! Их похитила смерть. Скрыла земля!» Такими словами деде Коркута завершается каждый рассказ из собрания огузских легенд – «Книга моего деда Коркута».

Гор-оглы и Гераклы

Когда-то в Древнем Египте имена обоих героев звучали в едином цикле мифов о богах Восходящего и Заходящего Солнца. Эти источники до нас не дошли. Цикл распался: культ активного, побеждающего Героя был востребован молодыми этносами Древнего Средиземноморья, чего не скажешь о печальном, угасающемHor-ht. Поэтому, наверное, имяGör-ogly зазвучало и на северных берегах, островах Средиземного в местных произношениях –Gerakl( os), Ger-kul(es), Ger-kle, Ger-ōi (*Ger-ōl) иGior-gi (*Gior-gl).

Но в мифах Греции и Рима не услышишь отзвуки имени Hor-ht (Hor-ahta).

Да и в тюркских культурах эти персонажи давно расстались. Только сегодня они встречаются в скульптурной композиции. Впервые через пять-шесть тысячелетий оказались рядом воплощениями знаков Восхода , Заката . И победы добра над злом .

В следующих работах художники воплотят Gör-ogly и Korkut в образах, порожденных остроугольными (готическими) знаками Восхода и Заката. Может быть, это будет Сокол, взлетающий с Пирамиды!

Как тот самый голубь над Араратом, сообщивший Ною, что жизнь на земле продолжается.

Алматы,

сентябрь 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *