Все мы в этом мире зависим друг от друга

Всемирно известный поэт и общественный деятель, давний друг и автор нашей газеты Олжас Сулейменов дал эксклюзивное интервью корреспонденту ЭК. В нем он рассказал, какова, на его взгляд, архитектура безопасности в ХХI веке, о том, как мусульманский ученый помог вернуть Европе эллинскую культуру, а также ответил на другие вопросы редакции.

Всемирно известный поэт и общественный деятель, давний друг и автор нашей газеты Олжас Сулейменов дал эксклюзивное интервью корреспонденту ЭК. В нем он рассказал, какова, на его взгляд, архитектура безопасности в ХХI веке, о том, как мусульманский ученый помог вернуть Европе эллинскую культуру, а также ответил на другие вопросы редакции.

– Олжас Омарович, прошло более года со дня предыдущего вашего интервью нашей газете. Не могли бы вы дать оценку событиям, которые произошли в нашей стране и в мире? На что советуете обратить внимание?

– Диалог президентов США и России Барака Обамы и Владимира Путина на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, речь на ней лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева – одни из главных событий текущего года. Все остальные материалы этого форума только начинают изучаться. Предложения нашего президента на сессии Генассамблеи ООН привлекли внимание стратегов мировой политики. О каждой из этих идей следует говорить в контексте темы Войны и Мира, которая опять в первых строках общей повестки дня.

Сегодня в российских новостях – бегущая строка «Враждебное отношение россиян к США достигло предельных уровней». Опрос в сегодняшней Америке покажет уровни никак не меньшие. Я когда-то писал в стихах, что нет ни в одной стране министерства нападения, в каждой – министерство обороны. Тревожит участившаяся демонстрация готовности НАТО и России к отражению любой агрессии. Эти срочные учения, маневры у границ похожи на приступы, которые испытывают беременные женщины перед родами. Называются эти состояния характерно – схватки. Арсеналы переполнены, в том числе и ядерные.

Мир беременен войной. Вот на чем нам всем следует сконцентрировать особое внимание и попытаться успеть понять, стоят ли причины разногласий того, чтобы ради них жертвовать человечеством?

В контекст Войны и Мира сегодня включаются и события, казалось бы, локального значения. Недавно я съездил в Тараз, участвовал в церемонии открытия мемориала в честь 550-летия Казахского ханства. Почувствовал, насколько важна эта дата для самосознания казахов. Мы только-только начинаем осознавать и чувствовать свою историю.

– Сегодня снова стали актуальны термины «Запад» и «Восток».

– Теперь это не идеологическое противостояние (капиталистический Запад против социалистического Востока), а вполне откровенное экономическое. Борьба за ресурсы – это борьба за будущее. И Казахстан уже не окажется в стороне. Как субъект и объект притязаний, обладающий богатейшими подземными кладовыми и миллионами квадратных километров пашни и пастбищ, способных прокормить шестую часть человечества.

– И потому в международной политике возникает виртуальная оппозиция – «однополярный мир» и «многополярный мир». Какой вы видите архитектуру безопасности в XXI веке? Что нужно сделать, чтобы потушить незатухающие конфликты в разных частях Земли, не допустить новой мировой войны?

– На этот «стратегический» вопрос двумя словами никто не ответит. И мы будем собирать ответ по фрагменту в течение всей беседы. Для человека, привыкшего к образной лексике, обе конструкции – «однополярный» и «многополярный» – некорректны. И поэтически, и физически. Если мир – это земной шар, то он должен иметь не много, а два полюса, обозначающие выходы оси вращения. Многополярность, предложенная вопреки, предполагает наличие нескольких осей. Представим себе такой земной шар, пытающийся вертеться одновременно в разных направлениях.

Ну а однополярность и вовсе превращает шар в плоскость. Но зато с Центром. Видимо, именно такой вариант имперского образа Земли снова возрождается в подсознании нынешних политиков. За 70 лет, прошедших после 1945 года, казалось, что время такой образности прошло безвозвратно. Оказалось, нет. Опять политические мыслители разных рангов видят свои священные территории в центре мира в окружении враждебных окраин.

– Два года назад в Нью-Йорке вышла большая книга «22 идеи о том, как устроить мир» («Беседы с выдающимися мыслителями») под редакцией Петра Дуткевича и Ричарда Саквы. В прошлом году она в переводе на русский язык издана в Москве. Беседе с вами отведено 17 страниц. Заголовком стали ваши слова «Все мы в этом мире зависим друг от друга». Что вы хотели этим сказать?

– Именно это и хотел сказать. Что мы все всегда взаимозависимы – в семье, в обществе, в природе. Это реальность, но мы не осознаем ее ни на бытовом, ни на глобальном уровнях. Чем организуется нормальная, мирная жизнь общества? Природные закономерности, пройдя стадию поэтического осмысления и очувствования, претворяются в политические законы. Если закономерности, подсмотренные в дикой природе, напрямую превращаются в человеческие законы, не пройдя культурного, то есть поэтического, фильтра, понятно, что будет с таким обществом. Проходили. И снова проходим. Я привел в той «книжной» беседе Формулу пути любого этноса из прошлого в будущее – от веков зависимости через период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости.

Впервые я огласил ее в докладе на Конференции писателей стран Азии и Африки в Ташкенте в 1979 году. Помню, куратор из ЦК КПСС спросил меня: «Вы говорите, любой этнос пройдет через период независимости. Это как понять? Значит, и узбеки, и казахи?». Я продолжил: «И русские. Все. Это не я говорю, а наука». «Где вычитали? В какой книге?» Я постучал по своей голове: «Вот в этой».

По сути, это закон Всеобщей взаимозависимости. Если бы Маркс и Энгельс его успели сформулировать, то борьба классов не приобрела бы направленность на тотальное взаимоуничтожение. Социалисты бы поняли, что все классы общества взаимозависимы. Все национальности в многонациональном государстве взаимозависимы. Поэтому государство существует и развивается. А там, где возникает избранный класс или этнос, а все остальные пребывают в зависимости, там неизбежно возникает классовый этнический «марксизм».

– Формула действительно подходит к народам, пережившим колониализм. Но к США, например, или Англии, России – от кого они веками зависели?

– Народ может зависеть не только от колонизаторов, но и от собственных царей, королей, диктаторского строя, от религиозного давления, невежества, отсталости. А что касается США, они к тому же еще недавно были британской колонией. Все этносы Востока и Запада собирательно прошли и проходят первый этап «от веков зависимости», который может длиться и два-три века.

Победа в 1945-м придала ускорение этому процессу. США Рузвельта еще до победы убедили своих «младших» союзников – Англию, Францию и другие европейские страны – уйти из колоний в Африке и Азии. Те ушли. Пусть нехотя, с кровью, но ушли. И через десятилетие уже было ясно, что независимость не стала самым счастливым временем для освобожденных. Для большинства – самым горестным. Борьба кланов за власть, гражданские войны, взаимогеноцид, голод, СПИД и прочие «радости» доказали, что независимость не может быть конечным пунктом пути в будущее.

Я, как заместитель председателя советского Комитета по связям со странами Азии и Африки, в те годы посетил много деколонизированных стран этих континентов. Был в Зимбабве, еще до освобождения – зеленая, ухоженная, богатая страна с белыми фермами. А через 20 лет после ухода белых фермеров – самая нищая страна Африки. Был в Руанде, готовились снять фильм о 30-летии свободы. Не успели – два племени (хуту и тутси) столкнулись в борьбе за власть. Около миллиона жертв. Крамольные мысли возникали: «Колониальные власти такого не допустили бы». И все-таки – свобода превыше всего! Но свободой надо научиться пользоваться. Независимость – не самоизоляция, а взаимозависимость с этническими группами внутри страны и с соседями по региону. Я говорил коллегам на встречах в этих странах, что регион, да и весь мир – это семья народов, а в семье не бывает полной независимости друг от друга.

Вот к какой мысли нас тысячелетиями подталкивала природа человека. Ее надо было почувствовать, осознать и строить внутреннюю и международную политику с опорой на эту фундаментальную мысль. Начиная со школы и завершая Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему СССР делал ставку именно на писателей этих континентов? Они были самой образованной частью населения Азии и Африки, они возглавляли национально-освободительные движения, они становились первыми президентами независимых государств. Многие из них погибли в клановых войнах. Кто-то, чтобы уцелеть, сумел стать диктатором государства, которое продолжали называть независимым, хотя оно уже было придавлено зависимостью от его победившего клана. Сквозь призму этой формулы аналитик может рассмотреть 25-летнюю историю стран СНГ и увидеть, что те, которые используют период независимости для осознания взаимозависимости с соседями по региону и по планете, имеют очевидно большие перспективы развития, чем те, которые, упиваясь своей независимостью, впадают в самоизоляцию.

– Что может дать Казахстану членство в Евразийском экономическом союзе и ВТО?

– Я не экономист, мне всегда проще было говорить о других выгодах участия в Евразийском союзе. Союз, который держится на трех китах – России, Казахстане, Беларуси, может выдержать нагрузки любой тяжести и в штиль, и в штормовую погоду. Такие нагрузки будут сплачивать наши народы в обстановке тесной взаимозависимости. Редакторы ввели термин «экономический союз» – а вовсе, дескать, не политический. Хотя всем понятно, что одно другого не исключает.

Новый союз, думаю, учитывает опыт ЕС, который за слишком короткий срок расширил свой состав с 15 до 27 государств за счет бедных стран – бывших членов Варшавского договора. Чтобы приблизить границы НАТО к России. Политики грубо вмешались в экономические расчеты, и Евросоюз вошел в состояние полураспада. Казна не выдерживает. Хотя в ЕС предусматривались статусы кандидатов, ассоциированных членов при постоянном на определенный продолжительный период составе из 15 пионеров-основоположников.

– Из Интернета дети все чаще узнают, что «Запад» – это хорошо, это круто, а «Восток» – враг, с ним надо бороться. Притом наши, «восточные» дети. Как объяснить им пагубность таких нелепых утверждений?

– У нас в школе был учитель, который объяснял нам, что мир человеческий возник и создавался благодаря бесконечной борьбе и единству противоположностей. Человек мыслящий открыл в природе дуализм как причину развития. Учитель объяснял нам, что все вокруг человека и в нем самом состоит из пар, постоянно взаимодействующих. Две руки, две ноги, два глаза, две почки. Противоположны друг другу, но не враждебны. «Левая рука разве враг правой? Она слабее, но обе помогают друг другу». Вот таких бы учителей в каждый класс! «Мужчина и женщина – это пара противоположностей, которая создала мир. Представьте, что кто-то из них победил, и на Земле остались бы одни мужики. Вот как в вашем классе», – говорил учитель. Мы учились в мужской школе.

Сегодня переношу логику рассуждений моего учителя на материалы нынешних тем. Увидеть мир однополярным – все равно что однополым. Человечеству были необходимы для развития такие противоположности, как Запад и Восток. Кто из них мужчина, кто женщина? Ответы в прошлом неустанно выясняли македонские и чингизханы. Уставали, отдыхали и снова вступали в новые этапы выяснений. Философ назовет этот процесс динамично продолжающейся борьбой противоположностей до единства.

Попутно выясняли: кто Свет, кто Тьма?

Восток и Запад всегда, по крайней мере два последних тысячелетия, были двумя культурными полюсами мира, которые соединял меридиан Шелкового пути. Он возрождается. Вчера в Париже стартовало ралли Silk Way. Дойдет до Москвы и дальше – до Астаны и финиширует в Пекине. Грузовые авто часть пути пройдут по голой степи, по пескам. Но скоро, мы знаем, там проляжет автобан Западная Европа – Западный Китай. Китай говорит теперь о проекте «Экономический пояс Великого Шелкового пути». То есть путь, соединяющий Восток и Запад от Тихого океана до Атлантики, в будущем должен превратиться в путь торгового, культурного взаимодействия, опоясывающий уже весь земной шар – и Африку, и Америку, и Австралию. Вот проект, который уводит названные полюса от конфронтации к реальной интеграции. Он хорошо комбинируется с американской идеей всеобщей свободы, российской философией справедливости и конфуцианством Китая.

Объединение национальных идей в общечеловеческую – только это поможет созданию архитектуры безопасности – общей для всех, а не для отдельных держав. Пусть женщины испытывают родовые схватки, а не арсеналы! Запад и Восток – это два полушария мозга нашего единственного мира. Так и надо объяснить ребятам. Они уже проходят анатомию? К тому же, наверное, по учебникам знают, что мы все представители вида Homo Sapiens, и умнейшие люди планеты стараются сделать все, чтобы термин «Человек мыслящий» избавился от кавычек. Следует объяснить ребятам, для чего это надо.

– Не кажется ли вам, что многие беды, которые переживает мир, во многом и связаны с интеллектуальным кризисом человека? Как его преодолеть?

– Не надо ничего таинственного преодолевать. Человеку мыслящему по природе положено думать, мыслить, осознавать. Книга всегда заставляла это делать. Учила вырабатывать, рождать ответы. А компьютер напичкан готовыми. Надо пользоваться компьютером, но не выбрасывая книгу на свалку истории. Лозунг «Приобретать новое, не теряя старого» я назову китайским. Не все старое, старинное надо считать устаревшим.

Китайский опыт в экономике и политике подтверждает этот тезис. И мы убедились, что не правы те, кто отказался от всего социалистического во имя будущего капитализма. Дэн Сяопин в 1979 году призвал узаконить частную собственность на средства производства, но при этом сохранить государственную и коллективную. На этих трех китах Китай преодолел уже большое расстояние – почти 40 непростых лет, стал мощной державой. И читающей, к слову сказать.

В будущем году – юбилей нашей независимости. Будут обсуждаться итоги, что приобрели мы за 25 лет, что потеряли. Среди утрат одна из самых обидных – литература. Кому-кому, а казахам надо сохранить, уберечь письменную литературу, которая у нас появилась практически только в середине прошлого столетия и начала подъем в 60-70-х годах.

– Кстати, в этом году исполнилось 25 лет антиядерному движению «Невада-Семипалатинск», созданному по вашей инициативе. Во многом благодаря ему были остановлены испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, потом – на Новоземельском, а следом в штате Невада, на атолле Мороруа и в пустыне Лоб-Нор. Какие цели стоят сейчас перед «Невада-Семей»?

– 29 августа будущего года надо бы провести в Астане Международный конгресс с соответствующей повесткой дня. 29 августа 1991 года президент Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона. С этой даты, можно считать, начался международный мораторий, который длится до сего дня. Тысячи атомных зарядов не взорвано. Кто-то должен подсчитать, какое это благо для здоровья человечества. И борьбу за это благо начали мы, казахстанцы!

Среди предложений Нурсултана Назарбаева, недавно прозвучавших с трибуны ООН, есть и такое – возродить Глобальный Антиядерный Альянс. Он объединит не только общественные антивоенные организации, как это было, а государства, выступающие против ядерного оружия. Конгресс может быть посвящен обсуждению этого вопроса.

«Невада-Семей» до конгресса обсудит с нашими партнерами в США, Японии и других странах тему «Избиратели мира против испытаний ядерного оружия». Этот лозунг хорошо сработал в начале 90-х годов в демократических странах, когда мы выдвинули его на Алма-Атинской конференции в мае 1990 года. 300 делегатов были только из США. Они распространили лозунг среди избирателей. Это помогло остановить испытания в Неваде. А далее – везде.

Ныне актуальней призыв «Избиратели против ядерного оружия».

– Каковы перспективы славяно-тюркского дуализма, одним из идеологов которого вы являетесь?

– Увы, пока еще единственным. Более десяти лет после моего заявления о необходимости начать развивать новую дисциплину языкознания – тюркославистику, без которой, уверен, существующая наука лингвистика еще не стала в филологии основополагающей. Потому что пратюрки и праславяне до III тысячелетия до новой эры, когда еще обитали в Средиземноморье, создавая свои языки, выработали нормы, которые вошли в грамматики наречий всех этносов, вышедших из того региона, бывшего промежуточной прародиной человечества. Подробнее рассказываю об этом в «Тюркской пирамиде», готовящейся к печати.

– Можете привести хотя бы один пример тюрко-славянского взаимодействия в языке той эпохи?

– Тюрки-кипчаки создали пару противоположных знаков и их названий, получившую распространение в тогдашнем Средиземноморье, еще до возникновения древнеегипетской культуры: ᴗ or ᴖ ör’. Из этих названий благодаря графическим образам родились слова, которые есть во всех тюркских языках: or – «яма», «ров»; өr’ (по-казахски) – «возвышенность».

Эти знаки тысячелетиями толковались жрецами многих соседствующих этносов, порождая разные значения. Не во всех языках тогда антонимы создавались внутренней флексией (смягчением звуков названия), как в тюркских. В других работала внешняя флексия отрицания *ha (а > wa > ba…), которая применялась в одних диалектах после отрицаемого слова, в других – перед.

Посмотрим, как в праславянском повели себя названия приведенных графем: ᴗ or > hor ᴖ or-a > hor-a … Славяне стремились открыть слог, поэтому применяли перед гласным протетический согласный – гортанный (h) или губной (w). Проследим фонетическое развитие названия опрокинутого знака: hor-a > hor-wa > hor-ba… В звонком диалекте: gor-a > gorwa > gorba…

В конечном варианте произошли слова gora, gorb(a) > grob(a) – первоначально, вероятно, «могильный холм», «курган». Уже тогда действовала структурная закономерность, называемая ныне метатеза /«перестановка»/ плавных. Плавными согласными в славистике называли звуки l и r). В глухом диалекте от этого названия произошли слова kor-a > korwa (krowa)…

Жрец какого-то праславянского племени увидел «опрокинутые рога» – ᴖ – то есть «не бык», «безрогое животное». Не так ли произошло слово «корова» («крова», «крава»)? А в другом диалекте народился термин «кров».

Вот сколько славянских слов произошло от одного этого первоиероглифа, полученного в результате культурного взаимообмена с тюрками: гора, горб, гроб, гриб (украинизм?), кора, корова, кров, крив – описательное название геометрической фигуры.

Ни в одном этимологическом словаре не найдете происхождение этих слов. А в диалекте, где отрицательная флексия употреблялась перед корнем: ᴖ gor-ba > ba-gor… По форме этого знака создавали крюки, которые получали наименование знака. Позже их научились насаживать на шест, и теперь багром называют шест с железным крючком на конце.

Когда слависты узнают, что такое «восточнославянское огубление», тогда поймут, как губной гласный корня ассимилирующе повлиял на гласный первого слога: ba-gor > *bo-gor > … > bugor.

Более полно об этой истории знаков и слов я узнал, когда нашел праформы кипчакской пары, тюрко-огузские знаки и названия: ᴗ ol – «будь», «живи», ᴖ öl’ – «умри».

Но об этом – в «Тюркской пирамиде».

– В сознании многих европейцев ислам воспринимается как источник мракобесия, порождающего агрессию. Хотя мусульманская религия, как и другие, несет людям идеи мира, добра и справедливости. Как, на ваш взгляд, переломить негативное отношение Запада к исламу?

– В 2008 году я провел в Париже Международную конференцию «Аль-Фараби и европейское возрождение». В ней участвовали философы из разных стран Европы. И когда я сделал доклад, понял, что даже просвещенные европейцы не знают, что означает термин «Возрождение». С детства слышат, привыкли, но не задумывались над смыслом. Возрождение чего происходило с XI века в Европе? И не все поверили, когда я предложил считать, что происходил ренессанс, возрождение эллинизма. Древнегреческого отношения к земной жизни, как времени, отпущенному богами для свободомыслия и свободы плоти, постоянно нуждающейся в радости. Что было противно католической церкви, целое тысячелетие насаждавшей культ аскетизма, создав мораль вопреки аморали языческой.

На конференции я высказал версию, согласно которой церковные лингвисты от слова amoral – прилагательное «любовное», происходящее в латинском от amor – «любовь», ошибочно увидели в начале отрицающую флексию -а и переразложили слово, создав отрицанием отрицания «исходное» – moral.

Христианский фундаментализм вел себя не менее жестоко по отношению к многобожию и прочему язычеству, чем исламский или раньше иудейский. До Х века в Европе не осталось ни одной книги древнегреческих и древнеримских авторов. Ни одной скульптуры Фидия, Поликлета, других великих художников древности. Все, что сейчас демонстрируется в Лувре или в греческих музеях, найдено в эпоху Возрождения при раскопках. Было завалено землетрясениями. Только в Багдаде в библиотеке халифа сохранялись книги Платона и Аристотеля, которого просвещенные арабы считали Первым Учителем Мира. А Вторым называли тюрка (или перса?) из среднеазийского города Отрар (Фараб), который перевел книги великих греков на арабский язык, – Абу Насыр аль Фараби.

В XI веке эти книги попадают в Испанию (Кордову), где их переводят на латинский язык. Получили тайное распространение по всей Европе. И началось Возрождение эллинского отношения к земной жизни, взгляда на мир и Вселенную.

Проводя конференцию под эгидой ЮНЕСКО, я надеялся, что сведения об этом эпизоде (мусульманский ученый помог вернуть Европе эллинскую культуру) попадет в школьные учебники и поможет смотреть на ислам не только из окопа, видя в нем только агрессора. Пока не удалось. Может, с наших учебников следует начать?

– Каковы ваши творческие планы?

– Пока «Тюркская пирамида», «1001 слово» и мемуары. Помогает мне проследить Великий путь тюркской письменности проект «Переселение народов в доистории и в ранней истории». Под эгидой ЮНЕСКО мы провели уже четыре международные конференции: Париж (2008), Нью-Йорк (2011), Сеул (2013), Гренада (Испания, 2014). Пятую планируем провести в двух городах – Иерусалиме (декабрь, 2015), Стамбуле (март, 2016). Тема – «Заселение Древней Передней Азии – Шумер, Вавилон, Ассирия, Малая Азия, Кавказ». Спонсором Иерусалимской конференции будет Евразийская Группа (ERG), а Стамбульской – ЮНЕСКО и наш МИД.

– Желаем успеха! И последний вопрос: в чем секрет откровений поэта Олжаса Сулейменова? Несмотря на солидный возраст, вы всегда подтянуты, моложавы, полны оптимизма. Не могли бы поделиться секретами вашей молодости?

– Много работы. Да к тому же имя мне дали такое Олжас – «Он молод». Надо выполнять наказ. И хотя бы изредка играть в волейбол.

 

Источник: Экспресс К

Автор: Тлеужан ЕСИЛЬБАЕВ

19 Октября 2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *