Уважаемая Гульнара Сакенова из Актюбинска и др. участники дискуссии в Instagram, обратившиеся на сайт (www.olzhas1001.com), с просьбой разъяснить этимологию слов тәте и тётя.

На ваши вопросы отвечает Олжас Омарович Сулейменов.

Слово тәте, употребляемое в некоторых казахских, татарских,
узбекских говорах, относится к тому же интернациональному разряду
лексики, что и русские тётя, тятя, дядя, баба, мама, папа. От бывшего
*деде в русском осталось дед. Я своего деда Насыржана звал дадá. В Грузии
слышал дэдэ – «отец». I
В академической науке такие термины родства отнесли к «детским
словам» и не стали заниматься дальше их происхождением.
Ваш вопрос заставил меня вспомнить 70-е, когда я спорил с
академиями по Шумеру, в частности.
Шумер – первое государство Древнего Мира, имевшее письменность
(IVтыс. до н.э.). Поэтому письменную историю человечества пока начинают
с Шумера. (Ныне это – Ирак). Двуречье (Тигр-Евфрат) привлекало народы, и
в шумерских письменных памятниках мы находим слова, оставленные архи
китайцами, предками латинов, германцев, тюрок, славян. Точнее сказать – «я
нахожу», что и стало причиной нашего спора. Академия утверждала– « слово
не живет более 2 тысячелетий. А Шумер – это 6 тысяч лет назад, и ни в
одном сегодняшнем языке, ни одно слово тогдашнее не могло сохраниться».
Сейчас мы с Вами на одном примере имеем возможность убедиться,
что академии не правы.

II

В поздне-шумерском иероглифическом письме был иероглиф –ti, til,
tir– «стрела». Древние иранцы заимствовали слово tir – «стрела», произвели
прилагательное tir-i – «стрельное», т.е. «подобное стреле».
В ряде индоевропейских языков благодаря этому появилось
числительное tri – «три». (Стрела, возможно, обретала вид трехчленной
графемы , хотя могла и не менять первоначальной формы. В числе
казахских родоплеменных знаков тамба (тамга) есть – «үш тамба» («Знак
Три»). Название дало имя роду – үщтамбалы (Алматинская область).
Рядом с этим родом обитал другой – төрт тамбалы, получивший имя от
своего герба: – тöрт тамба («Знак Четыре»).
Эти знаки, сохранившиеся в родоплеменных гербах, намекают – казахи
в древности имели письменный цифровой ряд.
В шумерском письме us – «три». Искусственный мягкийү они не
обозначали. Как и шипящие.
Даже сложному числительному us-u – «30», гдеu– «десять» (шум.) в
тюркском нашлось соответствие почти буквальное: үс-үн, уч-un – «30»,
гдеun – «10» (в тюркских языках Алтая).
Эти примеры способны поколебать аксиоматическую теорию о
предельном возрасте слова. Шумеры знали числительное us – «3», но цифру
не сохранили, и уже в III тыс. до н.э. выражали число просто II. Поэтому

2.
осторожно допускаю, что казахская тамба үш могла сохранить свою форму и
значение с дошумерских времен.
(Чуть продолжим тему казахских цифр. Занимаясь тамбами, я
обнаружил еще несколько параллелей с шумерскими цифрами и
числительными. Шумеры изображали единицу в своих местных культурах
или точкой, или чертой вертикальной. Поэтому в языке отложились две
формы числительного один – des и dil.
В казахских тамбах есть I– tilik (род Tilik, Алм. обл.) – производное от
til – «полосуй острым ножом», tilik – «полоса».
В начальные времена языка имя и глагол, вероятно, обозначались
безаффиксно. В казахском языке такие первые слова сохранились: той – 1)
«насыщайся»; 2) «пир»;үй – 1) «воздвигай, скучивай»; 2) «жилище, дом» и
др. Такими когда-то были, думаю, и числительные:
I– til (dil) – 1) «*полосуй,черти»; 2) «черта, полоса» – единица;
– tes(des) – 1)»прокалывай»; 2) «прокол, точка» – единица.
В Западном Казахстане есть род Алтын. Почему он так назван?
Потому, что таково имя его тамбы-герба: алтын – «золото».
Думаю, первоначально это было алты – «шесть». Я поискал другие
шестерки. В позднешумерском уже IIIIII. Более ранние сохранились в лат. VI
(позиционный принцип. При письме слева направо единица, добавленная
справа – увеличение на единицу. И наоборот:IV). В кит. lu(лью) –
«шесть». (Полагаю, и здесь сказался позиционный принцип, но для
вертикальной строки. Черта, добавленная сверху – куда направлена строка
– увеличение на единицу. Пятерка (угол) не теряла числового значения, даже
перевернутая.) И единица в китайском письме – горизонтальная черта.
Древние тюрки писали справа налево. И при этом не признавали
горизонтального штриха. Ни в одной букве орхоно-енисейского письма нет
горизонтальной черты! Только вертикаль и диагональ.
Поэтому считаю, китайская цифра-шестерка, переведенная из
вертикальной в горизонтальную строку, идущую справа налево,
соответственно перестроилась: превратилась в . И здесь сказался
позиционный принцип, уже близкий к латинскому.
Знаки, дошедшие до нас из глубочайших пластов доистории, о многом
могут рассказать внимательным школьникам и академикам. В будущей
большой статье о цифрах китайских, арабских и латинских я расскажу, как
кит. lu– «шесть», еще будучи в раннем Шумере, повернулась на 90 о – lu
и превратилась в натуралистическую шестерку lu, но стала обозначать
другое значение, когда-то подсказанное китайской цифрой, напоминающей
человека.)

III

Итак, позднешумерский иероглиф –ti, til, tirвоспринят
индоевропейцами как цифра 3, обозначающая «множество», «увеличение»,
«величие». Используется в грамматике. Варианты названия, знака станут

3.
суффиксами в тюркских, германских языках. Например, в казахском после
мягких основ – ter(der), после твердых основ –tar(dar).
В карлукских под персидским влияниемder(dar) переходит вler (lar). И
эти формы обогащают казахскую речь.
Как прагерманцы используют шумерские иероглифы? Эти свои
построения я еще не успел показать академиям. Вам, актюбинским учителям,
предъявляю первым.
Шумерские иероглифы: lu (льу) – «человек», lulu (льу-льу) –
«народ». «Лень развивает технику.» Прагерманский жрец постарался
упростить процесс и передал то же значение менее трудоемким способом.
Заменил второй сложный иероглиф простым: lu-ti(льутi) – lut – «народ»
(др.-герм.). И праславяне были рядом – люд, люди. Шумерское люлю
разошлось по Древней Передней Азии, обретая дополнительные
эмоциональные значения: lulu – «враг» (урарту),lulu – «чужой народ» (древ.-
перс.).
Иранцы и таджики до сих пор так называют местных цыган.
Даже это люлю и германский lut (и производные), славянские люд,
люди – значительно старше тех роковых, академических двухтысячелетий. И
продолжают жить!
Итак, первое грамматическое значение Стрелы (из установленных
нами) – умножение.
Вместо «Человек + Человек = Народ» (шумер.) германцы и славяне
предложили «Человек + Много = Народ». (Эта схема проявилась и в
китайской иероглифической грамматике: женьминь – «народ», состоит из
двух иероглифов: жень – «человек», минь – «много».)
Группу шумерских иероглифов (думаю, уже без «шерсти на
спине») германцы толковали и дальше – «человек с копьем» – lu-tir (lu-dir).
В диалектах, где утверждается фонетический закон «регрессивная
ассимиляция качества звука», происходит предельное смягчение первого
гласного в слове:litir (lidir), и рождаются новые слова в диалектах –lider
(вожак) и liter>riter>rihter– «рыцарь».
Теперь задание. Посмотрите в этимологических словарях славянских
языков и германских, сравните их версии происхождения слов lut, люди,
лют, люд, рыцарь, лидерсприведенными на этих страницах. И убедитесь в
том, что академическая этимология не способна понять происхождение
слова.

IV

Значение стрелы tir, ti– 1) «много» развивается в следующие: 2)
«высшее»; 3) «старшее»; 4) «главное»…
И тогда благодаря Стреле преобразуются термины родства, состоящие
из двух одинаковых слов-слогов: mа – это родительница, а самая старшая в
семье (роду, племени) – mama, и возникает новая письменная форма – ma-ti,
ma-tir>mater – «матерь». То же происходит и с названием старейшины,
главы семьи, рода, племени –papa>pati, patir>pater – «отче».

4.
В турецком до сих пор baba – «отче», «уважительное обращение к
старейшине».
А в тюрко-кипчакских (к которым относится и казахский) baba
преобразовалось в *batir, и сингармонизм довершил качественную
гармонизацию слова batyr, ставшего в итоге титулом главы рода.
В казахском языке сохранилась начальная тюркская форма этого слова,
получившего распространение в Евразии.
В одном из нетюркских наречий гласный первого слога получает
долготу, не свойственную тюркским языкам – baatyr. В другом языке долгий
прослаивается гортанным медиатором –bahatyr. Славяне начало лексемы
при освоении приближают к своему священному слову –bogatyr.
В трудных условиях выживания родоначальниками становятся уже не
старые, а умелые воины, и это обстоятельство сказывается на семантике
слова. Идеальное сочетание значений – могучий, мудрый, великий годами,
глава рода.
(Таким был, например, Олжабай-батыр, завет которого передавался в
роду моего отца: «В седьмом от меня колене будет бильген («знающий»)».
Знающих не хватало степи. Султанов и богатырей было много, но знающих
почти не было. И старик в эпохуақ табан шүбүрынды, когда казахи теряли
будущее, понял, чего нам не достает.
Мой отец (Омар Сулейменов) был шестым коленом от Олжабай-
батыра, потому, наверное, и не стремился стать Бильген.
Да и время тогдашнее не щадило Знающих. Моя мама успела родить
двух мальчиков, и отец, помня завет, успел перед арестом назвать нас в
честь батыра – Олжар и Олжас. Он и для третьего заготовил имя –
Олжан. Но не случилось. И старший брат мой не вышел из детства.
…Получил очередной нагоняй за отставание по какому-то школьному
предмету. Младшая сестра мамы (Сарвар Насыржановна) успокаивала её
(Фатиму): «Пати-тәте, не всем быть отличниками. Пусть побегает с
ребятами. Еще насидится за книгами».
Вот тогда мама и рассказала мне о завете: «Теперь тебе, сын,
придется стать Знающим. В роду твоего отца больше некому».)

V

Еще в Шумере «стрелу» стали обозначать простой вертикальной
чертой. Значение осталось прежнее – «множество», а название знака стало
произноситься иначе: I–j.
Думаю, так в португальском языке появились термины родства,
отличные от большинства европейских: mа-ter, pater = maj, paj(порт.)
Флексия мн. числа -iпоявилась в ряде языков. (Например, в славянских:
он – ед. число, они – мн. число.)
Тогда же, вероятно, возникло дороманское имя Луи (I–lu-j –
«Человек Большой»>«Человек Великий»). Формально родственное*lu-tir.
Что мешает нам увидеть в этом ряду и казахское *ba-j («бай») –
«богатый человек». Значение, похоже, самое последнее. Предшествовать

5.
могло – «большой человек», а самое начальное совпадало с семантикой *ba-
tir.
У казахов нет писанной древней истории. И археология нам не
поможет – артефакты, найденные в раскопках, молчат. Ни одного
письменного слова на них.
Но слова, созданные многие тысячелетия назад, – единственные
артефакты, хранящие тайны нашего происхождения. Мне удалось разгадать,
вычислить коды слов, в которых хранятся тайны нашей истории и доистории.
Вы напомнили мне, что казахам (и не только) надо рассказать об
узнанном. Такие знания помогают вспомнить прошлое и увидеть будущее.

Комментарии закрыты.